Фигуры из дерева
Строительство домов из оцилиндрованного бревна
Элементы декора
Фонтаны
Цветочницы и Цветники
Беседки
Вазоны для цветов
Светильники садовые
Кованые изделия
Детская площадка
Купели и Бассейны
Садовая мебель
Урны
Заборчики
8(985)924-88-50
Категории
 
 

Что такое байпас и для чего он нужен


Что такое байпас и зачем он нужен: изучаем функциональные особенности и правила установки

Даже самые незначительные сбои в работе инженерных коммуникаций потенциально могут перерасти в острые проблемы и, как результат, стать причиной серьезного дискомфорта для всех домочадцев. Именно поэтому осмотрительные хозяева стараются всеми силами предупредить подобные неудобства, устанавливая в своих жилищах разного рода вспомогательные устройства. Один из них – байпас, активно эксплуатирующийся в системах отопления и водоснабжения. О нем далее и пойдет речь: разберемся, что это за приспособление, каковы принципы его работы, в чем его плюсы и зачем он нужен. А напоследок расскажем и покажем видео, как выполняется установка байпасного клапана своими руками.

Конструкция и принцип действия

Конструктивно байпас представляет собой трубу-перемычку с запорно-регулирующей арматурой. Его главная задача – создавать параллельный поток рабочей жидкости в обход определенного прибора инженерной системы. Иными словами байпас создает обводную линию.

Принцип работы устройства чрезвычайно прост: при нормальном функционировании системы отопления или водоснабжения перемычка свободно пропускает через себя поток жидкости, но как только этот поток необходимо ограничить, запорный элемент байпаса закрывается, и жидкость начинает проходить в обход определенного отрезка системы. Такая блокировка возможна за счет разницы диаметров самого байпаса и подводящей трубы – первый всегда меньше второго.

Использование байпаса дает немало преимуществ. Во-первых, существенно упрощается обслуживание систем отопления и водоснабжения. Во-вторых, при большом количестве батарей отопления увеличивается общее КПД системы и уменьшаются расходы энергии. В-третьих, исчезает проблема завоздушивания труб и батарей из-за их разгерметизации. В-четвертых, появляется возможность использовать оборудование даже в нештатных и аварийных ситуациях. Как все эти преимущества становятся реальностью? Выясним, познакомившись с особенностями применения перемычек в разных инженерных системах. Но перед этим узнаем, какими бывают современные байпасы.

Разновидности байпасов

Байпасы классифицируют по двум критериям:

  • тип запорной арматуры;
  • назначение.

По первому признаку различают два вида байпасов:

  1. С краном. Механический вариант байпаса, управление которым осуществляется посредством ручного открывания и закрывания крана. Последний, как правило, расположен по центру трубы-перемычки. Байпасы могут оснащаться двумя типами кранов: шаровым и трехходовым. Друг от друга они отличаются лишь конструкцией, а вот принцип работы обоих кранов практически одинаковый.

  2. С клапаном. Автоматический байпас, работающий в автономном режиме и не требующий регулировки со стороны пользователя. Клапан представляет собой резиновый шар повышенной плавучести. Такой байпас используется вместе с циркуляционным насосом: при его включении клапан под давлением открывает путь для носителя, а при выключении – автоматически закрывает.

Важно! Автоматический байпас с клапаном можно устанавливать только в тех системах отопления и водоснабжения, где используется исключительно чистый носитель – окалина, накипь, ржавчина и другие грязные примеси при попадании на клапан могут спровоцировать его деформацию, вследствие которой запорный механизм перестанет полностью закрываться.

Исходя из назначения, байпасы делятся на:

  • радиаторные – устанавливаются на подходах к батареям отопления и используются для их отключения при необходимости;
  • насосные – монтируются вместе с насосами и используются или для изменения их режима работы, или для полного отключения;

Особенности применения

Чаще всего байпасы используются для таких целей:

  • Обслуживание отдельных приборов без остановки всей системы. Если по каким-то причинам нужно снять оборудование в системе отопления или на линии водопроводной сети, например, для его ремонта или замены, следует просто перекрыть краны входа и выхода рабочего носителя и тогда жидкость пойдет по байпасу, а вы сможете без последствий демонтировать необходимый прибор.
Байпас в системе отопления
  • Усовершенствование работы однотрубной схемы отопления. Главный минус однотрубной системы – неравномерное распределение теплоносителя: так как батареи здесь подключены последовательно, то по мере движения рабочая жидкость остывает и последним приборам достается уже почти холодный носитель. Чтобы этого избежать, перед каждым радиатором устанавливается байпас – благодаря ему определенная часть носителя двигается в обход батарей и в результате доходит горячей даже к дальнему прибору.
Совет. Аналогичным образом можно регулировать теплоотдачу радиаторов и в двухтрубной системе – просто перекройте кран в выбранном месте, и горячий носитель будет двигаться в те зоны, которые действительно нуждаются в обогреве.
  • Поддержание работы системы отопления без электропитания. Если в системе используется электрический насос, то, логично, что при отключении электропитания, он перестанет работать и остановит процесс отопления. Но байпас спасет и в этой ситуации: перекрыв подающий кран насоса и пустив ход носителя через перемычку, можно активизировать естественную циркуляцию жидкости и восстановить работоспособность системы.

Установка байпаса

Чтобы выполнить грамотный монтаж байпаса, следует обязательно учитывать следующие правила и нюансы:

  • диаметр перемычки должен быть уже диаметра трубы, к которой она подключается, иначе носитель попросту не будет попадать в подводящее устройство;
  • байпас должен быть максимально удален от стояка – его располагают как можно ближе к прибору, который он будет обслуживать;
  • перемычка должна располагаться горизонтально, чтобы избежать эффекта завоздушивания;
  • перед началом монтажа нужно слить весь носитель из системы.

Непосредственно установка может выполняться двумя способами.

Первый – посредством сварки. Сначала снимите прибор, который будет перекрывать байпас – чаще всего это батарея, поэтому будем рассматривать процесс на ее примере. Затем в наиболее удобном месте подводящей трубы сделайте отверстия по диаметру перемычки, плотно вставьте ее и приварите. Далее на резьбу, где раньше был радиатор, установите запорную арматуру. В финале приставьте батарею на новое место, подсоедините к системе и зафиксируйте кронштейнами на стене.

Второй – с помощью муфт. Тут также сначала снимите прибор. Потом на входную трубу посредством заводских муфт накрутите байпас, а на противоположных краях установите запорную арматуру. Далее перенесите крепления снятого прибора, поставьте его на новое место, подключите и зафиксируйте кронштейнами.

Как видите, на первый взгляд простейший отрезок трубы, выполняющий роль обводной перемычки, может подсобить во многих ситуациях. Байпас успешно закрывает самые различные потребности в системах водоснабжения и отопления – от поддержания работы в критические моменты до защиты оборудования, так что без его установки полноценное функционирование инженерных коммуникаций будет очень затруднено.

Что такое байпас: видео

Байпас: фото

sandizain.ru

Байпас - что это такое и для чего он нужен?

Многие, наверное, слышали, что для повышения эффективности работы отопительных систем, в них монтируют байпас. Но при этом люди даже не догадываются, что это такое. На самом деле этим красивым словом называют параллельный основной системе трубопровод на одном из участков. Байпас используется в тех случаях, когда стоит задача постоянной регуляции температурного режима на отдельных участках сети, а также для облегчения процесса замены радиатора отопления без необходимости отключения всей системы. Такое простое инженерное решение значительно облегчает эксплуатацию и ремонт отопительной системы. Давайте рассмотрим, что же представляет собой байпас, что это за механизм на различных участках трубопровода.

Характеристика

Байпасом, или же байпасным обводом, называют трубопровод, служащий для изменения пути движения потока теплоносителя в обход того или иного участка магистрали отопительной системы. Нередко такой отвод подключается параллельно основному. Зачастую на участке установлено что-либо из оборудования. Одним концом обводной трубопровод присоединяют к подводящей трубе или патрубку. Второй соединяется с отводящим.

Между байпасным отводом и входным отверстием устройства, которое необходимо обогнуть, монтируют приборы запорной арматуры. Это позволяет полностью направлять поток теплоносителя по альтернативному маршруту или же регулировать количество тепла, поступающего к устройству. Чтобы имелась возможность полностью отключать отопительные приборы, отводящий патрубок оснащают запорным оборудованием. Оно устанавливается между выходным отверстием и обводной трубой.

Виды обводных решений

Устройства запорной арматуры монтируют не только на входе трубопровода, но и непосредственно на байпасе. В зависимости от того, какой из приборов запорной арматуры используется, различают три вида байпасов в системе отопления. Это нерегулируемые решения, с возможностью ручной регулировки, а также полностью автоматические системы. Каждый вид отличается своими особенностями.

Нерегулируемый патрубок

Иногда в трубопроводах монтируется самая обыкновенная труба в качестве байпаса без дополнительных устройств. Не многие знают, что это байпас, только нерегулируемый. Просвет внутри трубы никак не меняется, и жидкость-теплоноситель движется по нему без возможности как-нибудь ей управлять. Применяют эти инженерные решения при подключении радиаторов отопления в квартирах и частных домах.

В процессе проектирования отопительных систем следует помнить, что теплоноситель будет двигаться по пути наименьшего гидравлического сопротивления. Диаметр байпаса, который установлен вертикально, должен быть меньше, чем размер проходного сечения в основном трубопроводе. Если не учитывать этого нюанса, то под воздействием силы тяжести теплоноситель направится в байпас, а не в батарею отопления.

Если в отопительной системе нетрадиционная горизонтальная разводка, то работают немного другие правила. Нагретый теплоноситель будет всячески пытаться попасть наверх – удельная масса нагретой среды ниже. Поэтому устройство байпаса для подобных решений будет отличаться. Диаметр входящего патрубка должен быть близок или равен к диаметру магистрали. Отводящий же патрубок, подключенный к радиатору, делают меньшего размера, чем магистраль.

Уменьшенные размеры входящего патрубка радиатора способствует тому, что увеличивается напор теплоносителя. Также жидкость более равномерно распределяется по контуру батареи или любого другого прибора для отдачи тепла.

Устройство с ручным управлением

Данный байпас в системе отопления – не что иное, как обыкновенный обводной патрубок с шаровым краном. Такие краны лучше всего подходят для отопления. В открытом состоянии шаровые краны не снижают просвет в трубопроводе. Для циркуляции жидкости-теплоносителя нет никаких серьезных препятствий.

Наличие запорной арматуры делает возможной регулировку количества жидкости, которая будет проходить через обводной путь. Если кран полностью перекрыть, то поток теплоносителя будет двигаться по основному пути.

Если рабочие детали в шаровом кране прикипают друг к другу, то такие приборы устанавливать в систему отопления не стоит. Но если он уже установлен, то периодически необходимо его эксплуатировать – поворачивать, даже если это не нужно.

Байпасы такого плана рекомендуются для установки только в индивидуальных отопительных системах частных домов. Применять запорную арматуру на обводных перемычках в многоэтажках строго запрещается. Иногда по неосторожности можно перекрыть доступ теплоносителя к другим жильцам.

Что касается области применения таких регулируемых отводных решений, то они широко используются при подключении радиаторов к однотрубным магистралям отопления, а также в качестве обвязки гидравлического насосного оборудования.

Автоматические устройства

Данные системы узкоспециальные. Их монтируют преимущественно в качестве обвязки насосов в гравитационных отопительных системах. Жидкость может циркулировать по контурам системы без обязательной установки насосов или других агрегатов. В системе может быть установлен электрический нагнетатель – прибор помогает снизить потери тепла и способствует равномерному прогреву.

Поток жидкого теплоносителя в системе меняет направление без участия человека. В процессе работы насоса жидкий теплоноситель двигается через агрегат, а байпас для циркуляционного насоса автоматически перекрывается. Если случается остановка насосного оборудования, тогда теплоноситель пойдет по другому пути – через байпас. Крыльчатка будет ограничивать или сделать невозможным дальнейшее движение теплоносителя.

Виды автоматических устройств

Различают клапанный и инжекционный байпасы. Что это, мы рассмотрим далее. В первом варианте в обходную трубу устанавливают шаровой кран – его особенность в том, что создается минимальное сопротивление движению теплоносителя. Также не создается никаких препятствий для движения жидкости в прямом направлении. В процессе работы насоса растет скорость потока. Вода из выходного участка попадает в трубопровод, а затем разделяется на два потока. Затем движение по контуру осуществляется без каких-либо препятствий, а при попытке обратного движения жидкости мешает байпасный клапан.

Так как величина гидравлического сопротивления со стороны входного участка выше, чем со стороны выходного, то шарик в обратном клапане плотнее прижимается к седлу. Так перекрывается сечение трубопровода.

Минусом клапанного байпаса считают особую чувствительность к чистоте теплоносителя. Если в жидкость попадает загрязнение, то устройство выйдет из строя.

Далее рассмотрим инжекционный байпас. Что это такое? Это устройство, работающее на принципе гидравлического элеватора. В главном трубопроводе оно чаще большого размера. Входные и выходные патрубки продолжаются внутри.

После запуска насосного оборудования небольшая часть теплоносителя попадет в диффузор, установленный на входном патрубке. Затем жидкость пройдет через устройство байпаса и ускорится. Выходной патрубок немного сужен и по внешнему виду напоминает сопло. Через него жидкость под определенным давлением с высокой скоростью выбрасывается в основную магистраль.

С обратной стороны среза выходного патрубка имеется зона разряжения. Под его воздействием жидкость-теплоноситель вытягивается из байпаса. Струя влечет за собой окружающую среду и передает ей кинетическую энергию. Так поток стремится дальше по всей системе. Такой маршрут движения не дает образовываться обратному потоку.

Когда насос не функционирует, жидкость-теплоноситель без каких-либо препятствий движется через систему байпаса в естественном режиме.

Назначение

Мы знаем, как выглядит и работает данное инженерное решение, но мы не знаем, для чего нужен байпас. Давайте рассмотрим его назначение.

Главная задача, которую решает обводной элемент, – это сохранение возможности движения жидкого теплоносителя в контурах и магистралях отопительной системы, если насосы или другие перекачивающие агрегаты вышли из строя и не работают.

Совершено любые устройства, которые подключены таким образом, можно легко отключить от общей системы посредством перекрытия кранов в входных и выходных патрубках. Далее весь поток будет двигаться через байпасную трубу. Прибор, отключенный от магистралей отопительной системы, может быть обслужен или отремонтирован. Возможен даже полный демонтаж того или иного прибора и установка взамен его нового оборудования. При этом не нужно останавливать отопительную систему, а также нет нужды в сливе теплоносителя.

Установка байпаса в индивидуальных отопительных схемах может осуществляться в нескольких случаях. Но чаще байпасы устанавливают по причине тех преимуществ, которыми обладает данное решение. Байпас незаменим, если нужно врезать радиатор в магистраль отопления с одной трубой. Также обходные патрубки обязательно нужны для работы насосов циркуляционного типа. Выполняя подключение распределительного коллектора в теплом полу, тоже следует организовать такие обходные пути. Байпас будет очень полезен, если нужно организовать малый контур для работы твердотопливного котла.

Естественно, подключение байпаса в разных случаях имеет определенные особенности. Это всегда нужно учитывать.

Байпас на батарее отопления

Радиаторы отопления через обходные трубопроводы подключатся только в случае однотрубных магистралей. В двухтрубных системах и в случае коллекторной разводки обводные патрубки в систему врезать не имеет никакого смысла. В таких отопительных системах радиаторы подключены параллельно, и к каждой из батарей поступает теплоноситель одинаковой температуры из подающей магистрали. Если выйдет из строй какой-либо один из контуров системы, если имеются отсекающие краны, на работу всей системы это не повлияет.

В системах с одной трубой вследствие подключения теплоотдающего оборудования температура теплоносителя падает по мере движения по контуру. Чем большей теплоотдачей отличается радиатор, чем холоднее на выходе будет жидкость. Если байпас на отопление здесь не предусмотрен, то первая батарея возьмет максимум тепла и будет очень горячей, а через последний радиатор пройдет лишь слегка теплая жидкость.

Соединяя подачу и обратку трубой-перемычкой около каждой батареи, поток теплоносителя делится на два. Одна часть движется к радиатору, отдавая тепло, а вторая часть, сохранив температуру, идет по обводу и на выходе соединяется с потоком из батареи. Так удается доставить достаточно тепловой энергии, даже до последней батареи в системе. По такой схеме работает и подключается и байпас на полотенцесушитель.

Байпас и циркуляционный насос

Циркуляционные устройства через байпас подключают, если система приспособлена под самотечное движение теплоносителя. В системе должен быть обустроен специальный разгонный коллектор, а уклоны - строго соблюдены. Диаметр труб тоже должен быть достаточным. Насос в магистрали устанавливают, чтобы повысить эффективность системы.

Если же отопительная система задумывалась как принудительная, то в случае перебоев с электричеством или с выходом из строя насоса она не сможет работать. Теплоноситель не сможет двигаться без насоса или другого агрегата. В таких магистралях насосы устанавливаются без байпасов.

Особенность подключения насосного оборудования через байпас в том, что появляется противоток и возникает замкнутый контур циркуляции по кругу из байпаса к насосу. В обходном патрубке установлены устройства запорной арматуры – клапан или шаровой кран. Если насос нормально работает, то запорная арматура полностью перекрывает сечение трубы байпаса. Если элемент по какой-либо причине останавливается, тогда байпас открывается. Теплоноситель начинает двигаться.

Байпас и теплый пол

Так называемая обводная линия при монтаже систем “теплый пол” – это часть смесительного узла. Она применяется постоянно и без нее система не сможет нормально работать. Вода, движущаяся по подающей части трубопровода, имеет температуру в 80 градусов и выше. В контуре температура воды должна быть не выше, чем 45 градусов.

Чтобы подготовить теплоноситель, применяют смесительный узел со специальным трехходовым клапаном. Он способен пропустить лишь нужно количество воды. Остальной теплоноситель будет двигаться по байпасу. Там он смешается с водой, выходящей из коллектора, и отправится к котлу.

Заключение

Теперь понятно, зачем байпас используется в большинстве частных систем отопления. Это полезное техническое решение, делающее эксплуатацию отопительного оборудования проще. С байпасом можно без особого труда почистить или заменить радиатор отопления, а помещения будут прогреваться более равномерно.

www.nastroy.net

Что такое байпас: для чего он нужен, где применяется и как правильно делается

Оглавление: Что такое байпас: его устройство и принцип работы Для чего нужен байпас: его область применения Установка байпаса: тонкости монтажа своими руками

На вопрос, что такое байпас, коротко можно ответить следующим образом – это обводная труба с запорной арматурой, позволяющая перенаправлять ток жидкости в обход того или иного сантехнического прибора. На этот трубопроводный узел возлагают как минимум две задачи – он обеспечивает бесперебойную работу трубопроводов в моменты ремонта оборудования и дает возможность управлять потоками жидкости. В общем, как в отоплении, так в водоснабжении и многих других трубопроводных системах, байпас является незаменимым узлом. Именно о нем и поговорим в этой статье, в которой вместе с сайтом stroisovety.org разберемся с вопросом, что такое байпас, как он работает, где используется и как делается самостоятельно.

Байпас в системе отопления фото

Что такое байпас: его устройство и принцип работы

Чтобы проще было понять, как со стороны выглядит байпас, а также разобраться с его устройством, рассмотрим простой наглядный пример, с которым знакомы практически все жители многоквартирных домов. Отодвиньте штору на любом окне и посмотрите на батарею отопления, а вернее на участок стены между ней и стояком. Что мы видим? Две горизонтальные трубы, идущие к прибору отопления и перемычку между ними – по сути, это и есть байпас, но наверняка он неполный и в нем отсутствует запорная арматура. Полный байпас обязательно должен иметь как минимум три крана, без которых он не сможет работать так, как задумано.

  1. Первый кран должен быть установлен непосредственно на самой перемычке. Если это новая система отопления, то на самой трубе, если старая, то внизу, в месте пересечения перемычки с обратным трубопроводом. В первом случае установлен обычный шаровой кран, а во втором так называемый трехходовой кран, который одновременно выполняет функцию тройника. Но суть не в этом – в любом случае такой кран может либо полностью перекрыть ток воды через перемычку, либо уменьшить его до определенного размера. Как минимум, это дает возможность регулировки.
  2. Два других крана смонтированы на горизонтальных подводках к отопительному прибору уже после перемычки – один смонтирован на обратном трубопроводе, а второй на подаче. В случае протечки в отопительном приборе в любой момент эти краны могут быть закрыты, и тем самым предотвращен потоп.

    Что такое байпас фото

А теперь представьте на минуту, что первый кран (установленный на перемычке) отсутствует – получается так, что закрыв краны на батарее, вы останавливаете ток воды по всему стояку, лишая тем самым жителей верхних и нижних квартир тепла. Нехорошо как-то получается – именно по этой причине, открывая кран на байпасе и закрывая краны на батарее, вы получаете возможность ремонта отопительного прибора, не останавливая работу целого стояка отопления. Вот вам и принцип работы байпаса. Мало того, такая схема байпаса позволяет еще и регулировать температуру отопительного прибора. Об этом чуть позже, а пока разберемся с областью применения данного узла трубопроводов.

Для чего нужен байпас: его область применения

Практически любая сложная трубопроводная система имеет байпас – его назначение вы уже поняли (оно сводится к получению возможности направить жидкость мимо того или иного прибора) и остается только разобраться с его основной сферой применения в быту. Ознакомимся с этим моментом более подробно.

  1. Байпас в системе водоснабжения. В большинстве случаев это устройство применяется в двух вариантах: во-первых, при установке любого насосного оборудования, в том числе и предназначенного для повышения давления в системе – если на центральный водопровод монтируется насосная станция, то байпас нужен обязательно. Во-вторых, при установке приборов учета (счетчиков воды). Тут имеется одна тонкость – при монтаже байпаса счетчика в квартире могут возникнуть проблемы с коммунальными службами. Здесь байпас может быть расценен как попытка воровства воды – он негласно запрещен. Собрать байпас на домашнем счетчике, конечно, можно, но в процессе опломбировки могут возникнуть проблемы – в большинстве случаев его заменяют обычной вставкой, которая монтируется вместо счетчика на время его проверки или замены. Байпас удобнее, чем трубка, но, увы, его проще не делать, чем спорить с водоснабжающими компаниями. В водопроводных системах байпас выполняет исключительно одну функцию – это обводная магистраль и не более.

    Байпас в системе водоснабжения фото

  2. Байпас в системе отопления. Здесь также вариантов несколько: во-первых, это рассмотренный выше пример с приборами отопления; во-вторых, любое оборудование, которое может быть отремонтировано или заменено без остановки системы в целом. В общем, оборудование, без которого система или ее часть может продолжать свою работу. К таким приборам относят циркуляционные насосы в системах отопления с естественной циркуляцией теплоносителя, всевозможные узлы учета и контроля и даже котлы отопления при их последовательном подключении. В отоплении функция байпаса как обводной трубы является не единственной – здесь он может использоваться и в качестве узла регулировки температуры теплоносителя, как описано в примере с батареей отопления. Такое устройство монтируется не только на стояках – некоторая его разновидность применяется в индивидуальных системах отопления. Только в этом случае на байпасе кран не устанавливается – регулировка температуры отопительного прибора осуществляется отсекающими и регулирующими кранами специальной конструкции.

    Байпас перемычка фото

В принципе, существуют и другие варианты использования байпаса в водопроводных системах – их может быть много, и здесь главное понять назначение этого узла, его принцип работы и устройство байпаса. Ну а найти ему достойное применение не сложно.

Установка байпаса: тонкости монтажа своими руками

По большому счету, байпас перемычка имеет довольно простую конструкцию, и собрать его можно даже с минимальным опытом сантехнических работ. Еще раз повторюсь, что здесь важен принцип работы данного приспособления и его понимание – зная это, самостоятельно изготовить байпас для циркуляционного насоса или еще чего-либо не так уж и сложно. Рассмотрим этот процесс несколько подробнее.

  1. Что мы имеем? К примеру, магистраль отопления, на которой смонтирован циркуляционный насос. Первое, что следует сделать для установки байпаса, это снять его и немного переделать магистраль – в частности, понадобится несколько увеличить расстояние между резьбовыми концами, на которые был накручен насос. Определить это расстояние лучше всего по месту – в смысле, собрать насос и узел вокруг него как положено.
  2. Для этого сразу же за насосом, с одной и с другой стороны, накручиваем шаровые краны – это можно делать сразу капитально. У нас имеются на насосе разъемные соединения, так что быстро разобрать узел и смонтировать его на трубопроводе проблем не составит.
  3. Вслед за кранами (также с обеих сторон счетчика) устанавливаются тройники точно такого же диаметра, как и сам трубопровод. Здесь следует сделать оговорку – тип тройника зависит от самого трубопровода. В большинстве случаев применяются тройники, изготовленные из того же материала, что и трубы – если полипропилен или металлопластик, то сначала в краны вкручиваются резьбовые оконечники и потом уже к ним подпаиваются или прикручиваются тройники.
  4. В принципе, все, размер задан, и теперь примеряем собранный узел по месту, обрезаем трубопровод по отмеченным меткам и вставляем собранный узел. Для удобства в работе его можно разобрать на американках – попросту говоря, убрать насос, после чего у вас останутся две части трубопроводов, которые и нужно будет соединить с магистралью. После того, как этот участок байпаса будет собран, насос устанавливается на место (капитально) – только после этого можно будет сосредоточиться на самой обводной трубе.

    Байпас для циркуляционного насоса фото

  5. Здесь также все несложно – для начала от тройников вверх поднимаем трубопровод настолько, чтобы он не мешал насосу. Дальше поворотами сводим два патрубка, идущих от двух тройников, друг с другом – по крайней мере, задаем им правильное направление друг к другу. А дальше идет перемычка и кран, для установки которого, опять-таки, потребуется разъемное соединение и пара резьбовых оконечников.

В принципе, это и весь байпас для циркуляционного насоса – точно по такому же принципу монтируется и байпас для других сантехнических приборов. Расположить обводной трубопровод можно как вертикально, так и горизонтально – от этого момента его функциональное назначение и качество работы не изменяется.

Вот и все. Теперь вы знаете, что такое байпас и как он работает. Мало того, внимательному и скрупулезному читателю теперь не составит никакого труда самостоятельно изготовить данный узел, без помощи квалифицированных специалистов. Не побоюсь повториться – если вы поймете принцип его работы и разберетесь с устройством и назначением каждого элемента, то собрать байпас своими руками будет несложно.

Автор статьи Александр Куликов

stroisovety.org

Байпас в системе отопления — что это такое, и для чего он нужен – Stroim24.info

От автора: здравствуйте, дорогие друзья! Если вы впервые занялись обустройством отопления и начали искать информацию по этому поводу, то уже убедились, что существует множество неизвестных ранее нюансов, которые необходимо учесть. Например, некоторые не могут сразу разобраться с тем, какие именно элементы конструкции необходимо устанавливать.

Источник: https://kermi.center

Конечно, с основными составляющими все понятно: нагревательный котел, трубы, радиаторы — все это в той или иной степени вам знакомо. А вот по поводу других элементов могут возникнуть вопросы. К примеру, байпас в системе отопления что это такое? Зачем его устанавливать и как это сделать? Ответы на эти вопросы вы найдете в сегодняшней статье.

Что такое байпас

Байпасный обвод — это элемент системы отопления, который значительно облегчает процесс эксплуатации и обслуживания трубопровода. Он представляет собой отрезок трубы, который закрепляется таким образом, чтобы у теплоносителя был дополнительный маршрут для тока.

Как правило, байпасы размещаются в тех местах, где подключено какое-либо оборудование: радиаторы, котлы, насосы и так далее. При этом на отделяемое изделие устанавливаются запорные вентили. При их перекрытии теплоноситель вынужденно пойдет по альтернативному пути — через байпасный обвод.

Для чего нужен дополнительный маршрут? Тут стоит сразу сказать, что подобные обходные пути предусматриваются на однотрубной системе отопления. Принцип работы этой схемы заключается в том, что радиаторы подключаются к контуру последовательно, друг за другом. Теплоноситель, выходя из котла, должен пройти через каждый из них, чтобы дойти до самого последнего, и уже оттуда вернуться в нагревательный бак.

Но представьте, что на каком-то участке такого трубопровода возникла неполадка. Например, потекло место соединения одного из радиаторов с подающей трубой. Понятно, что самое естественное действие в такой ситуации — отключить от системы вышедшее из строя оборудование и произвести его ремонт.

Но проблема в том, что при последовательном подключении радиаторов перекрытие подачи воды в один из них автоматически отключает и все остальные, расположенные далее по контуру. И хорошо еще, если дело происходит в относительно теплое время года.

А вот посреди зимы подобные ситуации чреваты не только легким дискомфортом для проживающих в доме людей. Теплоноситель в остановленной системе отопления в условиях окружающей отрицательной температуры сначала остынет, а затем замерзнет.

Как все вы знаете, при превращении в лед вода расширяется. Поскольку это будет происходить внутри труб, эти элементы системы могут деформироваться, особенно в местах соединений. В итоге при повторном запуске отопления вы можете получить прорыв трубопровода и полное нарушение работоспособности отопления.

Понятно, что подобные ситуации лучше предотвратить, чем исправлять. И вот тут в дело вступает байпас, который может стать настоящим спасением. При отключении одного из радиаторов теплоноситель просто пойдет по байпасному обводу. Тем самым ток воды в системе не будет прекращен. А значит, и описанных выше последствий можно не бояться.

Впрочем, обходной путь может пригодиться не только при вынужденном ремонте. Иногда бывает так, что батареи отопления чрезмерно горячи. Это частая ситуация во многоквартирных домах, поскольку централизованная система не может подстроиться под каждую оттепель. В результате в квартире становится очень жарко.

Тут-то и пригождается возможность перекрыть один из радиаторов. Во-первых, при использовании байпаса, как уже говорилось выше, не будет нанесено ущерба другим батареям. Во-вторых, не будет факторов, повышающих давление внутри системы, поскольку ток теплоносителя не нарушится.

В общем, от установки байпаса сплошные плюсы. Но немаловажно знать подробно, какие бывают разновидности этого элемента, и как производится их установка в систему отопления.

Разновидности байпасов

По своей функциональности все байпасные обводы делятся на три разновидности:

  • нерегулируемые;
  • регулируемые посредством ручного управления;
  • регулируемые автоматически.

Все типы отличаются друг от друга как конструкцией, так и принципом работы.

Нерегулируемый байпас

Самый простой вариант — это нерегулируемый байпасный обвод. Он представляет собой просто отрезок трубы, вмонтированный в трубопровод, без каких-либо дополнительных регулирующих элементов. Проход теплоносителя по этому участку никак не управляется. Как правило, такой метод обустройства обводящего маршрута применяется совместно с подключением радиаторов к системе отопления.

Байпас может быть установлен как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. При монтаже очень важно учитывать фактор гидравлического сопротивления. В каком пути оно ниже, по тому маршруту и пойдет жидкость. Отсюда следуют следующие правила:

  • если байпасный обвод установлен вертикально, то его диаметр должен быть меньше, чем у главной трубы. В противном случае теплоноситель всегда будет циркулировать именно по байпасу, игнорируя радиатор отопления;
  • если байпасный обвод имеет горизонтальное расположение, то диаметр этого отрезка трубы должен быть таким же, что и у главной магистрали. Но при этом патрубок, который отходит к батарее отопления, должен иметь меньший диаметр. Это связано с тем, что горячий теплоноситель упорно стремится пойти вверх, в соответствии с законами физики.
Статья в тему:  Защищаем лоджию от всех ветров с помощью герметизации

Регулируемый байпас с ручным управлением

Регулируемый вручную байпасный обвод представляет собой все ту же трубу, но в этом случае на ней установлен запорный шаровый кран. В открытом режиме такой байпас не оказывает влияния на диаметр внутреннего просвета магистрали. Следовательно, не создается и излишнего гидравлического сопротивления току теплоносителя. Поэтому такой вариант обводящего маршрута является оптимальным.

Кроме того, применение шарового крана дает возможность регулировать объем нагретой воды, проходящей по обходному пути. Вентиль можно закрыть либо полностью, либо частично. При абсолютно перекрытом шаровом кране весь поток теплоносителя устремляется в радиатор, и наоборот.

При принятии решения об установке байпасного обвода с ручной регулировкой необходимо учесть два момента:

  • монтаж такого элемента можно производить только в автономной системе отопления, то есть в частном доме. Дело в том, что такая система может перекрыть ток теплоносителя не только в конкретном помещении, но и у соседей, если речь идет о многоквартирном здании с централизованным отоплением. Поэтому у жильцов просто не должно быть возможности этого сделать, то есть устанавливать шаровый кран на байпасный обвод в данном случае запрещено;
  • шаровые краны имеют свойство забиваться накипью и различными отложениями. Это происходит в том случае, когда оборудование не используется в течение длительного времени. Результатом станет нарушение работоспособности изделия — в тот момент, когда вам понадобится перекрыть или открыть ток теплоносителя, вы просто не сможете это сделать. Чтобы подобной ситуации не возникало, шаровый кран необходимо периодически шевелить — то есть закрывать и открывать. Это поможет сохранить работоспособность оборудования на должном уровне.

Байпасный обвод с ручным управлением может устанавливаться как рядом с радиаторами, так и в качестве элемента обвязки циркуляционного насоса. Но не забывайте, что оба варианта допустимы лишь при использовании в частном доме.

Автоматически регулируемый байпас

Автоматический байпасный обвод устанавливается в качестве элемента обвязки циркуляционного насоса. Тут следует сразу прояснить вот какой момент. Циркуляция теплоносителя в системе отопления может осуществляться двумя методами:

  • естественный. Движение теплоносителя от котла по магистрали осуществляется за счет гравитационных сил, а также разницы в плотности горячей и холодной воды. Принцип работы таков: трубопровод монтируется под небольшим уклоном в сторону радиаторов. Это помогает теплоносителю добраться до цели за счет обычной гравитации. Далее в радиаторах жидкость остывает, уходит обратно в котел и за счет более высокой плотности вытесняет оттуда порцию нагретой воды соответствующего объема. У такой системы есть несколько недостатков. Например, скорость тока теплоносителя не слишком высока, поскольку давление в системе невелико. Поэтому жидкость, доходя до последнего радиатора отопления, успевает изрядно остыть. Это приводит к неравномерному прогреву помещений в доме — чем дальше от котла находится комната, тем холоднее в ней будут батареи. Кроме того, длина отопительного контура в данном случае ограничена примерно тридцатью метрами, а количество установленных на него батарей — пятью штуками. Подобное ограничение вызвано все той же низкой скоростью. В случае большей длины контура теплоноситель дойдет до крайней точки маршрута, будучи уже совершенно остывшим. Этот недостаток делает естественную систему циркуляции не самым лучшим вариантом обустройства системы отопления;
  • принудительный. В данном случае за движение теплоносителя отвечает циркуляционный насос, который гонит нагревшуюся жидкость в магистраль под определенным давлением. Естественно, такой подход дает куда лучший эффект, чем в случае с естественным методом. Скорость потока находится на высоком уровне, благодаря чему теплоноситель успевает обойти весь контур без особых теплопотерь. Поэтому все комнаты в доме прогреваются абсолютно одинаково, особенно при лучевой схеме разводки — более подробно о ней вы можете узнать из других статей на нашем строительном портале. Кроме того, благодаря высокому уровню давления в магистрали длина контура и количество радиаторов ничем не ограничены. Если, например, система с естественной циркуляцией справится только с домом очень небольших размеров, то принудительный метод помогает отапливать здания любой площади. Все зависит только от мощности циркуляционного насоса.

Как вы понимаете, принудительная система циркуляции является оптимальной. Но тут есть подвох. Для работы циркуляционного насоса необходима бесперебойная подача электроэнергии. Если в доме внезапно отключается электричество — а подобное, согласитесь, случается не так уж редко, особенно в небольших поселках — то оборудование просто прекращает действовать. Соответственно, останавливается работа и всей отопительной системы.

Конечно, для оперативного решения подобных ситуаций можно заранее приобрести и подключить резервный генератор. Но все мы знаем про законы подлости — оборудование может не сработать в самый ответственный момент. Да и мощности его может не хватить надолго, а ведь кто знает, сколько времени займет ремонт линии электропередачи.

Вот на такие случаи и необходимо предусмотреть обходной маршрут для теплоносителя, чтобы система циркуляции автоматически переключалась с принудительной на естественную. Именно в этом состоит назначение данной разновидности байпаса.

Когда насос работает, байпасный обвод перекрыт, поэтому теплоноситель идет через циркуляционное оборудование. В случае прекращения подачи электроэнергии подающее устройство останавливается, и жидкость устремляется в отопительную магистраль по обходному маршруту.

Роль байпаса в системе теплых полов

Если вы решили установить в доме систему водяных теплых полов, то без байпасного обвода не обойтись. он является обязательным элементом смесительного узла.

Дело в том, что нагрев теплоносителя в отопительном баке происходит до достижения температуры около 80 градусов. Если настолько горячая жидкость пойдет в пол, вы просто не сможете по нему ходить, поскольку он будет обжигать. Соответственно, необходимо как-то регулировать температурный показатель.

Здесь на помощь приходит трехходовой клапан. Он отделяет количество теплоносителя, необходимое для прогрева системы теплого пола до 45 градусов, не более. Остальная жидкость уходит по байпасному отводу. При этом в нее подмешивается уже охлажденная вода, и все это дело дружно возвращается в котел для дальнейшего подогрева.

Монтаж байпасного обвода

С чисто технической стороны монтаж байпаса осуществляется так же, как и присоединение любого другого участка трубы. Это зависит от того, из какого материала сделан трубопровод. Например, в случае с металлопластиком или полипропиленовыми трубами установка осуществляется с помощью фитингов — в первом случае они либо скручиваются друг с другом, либо прессуются, во втором — припаиваются. Если же речь идет о стальных трубах, то работы происходят с применением сварочного аппарата.

При установке необходимо соблюдать несколько требований. О каждом о них уже упоминалось выше, но лучше свести все в одну систему:

  • диаметр байпаса должен быть меньше, чем диаметр основной магистрали отопления;
  • байпасный обвод устанавливается максимально близко к батарее отопления;
  • во многоквартирных домах устанавливать на байпас запорные краны строго запрещено, в этой ситуации возможен монтаж только нерегулируемого обвода.

Для процедуры монтажа вам понадобятся фитинги-тройники, патрубки и запорные краны (если предусмотрен их монтаж). На входном патрубке ставится либо шаровой кран, либо вентиль, либо сочетание шарового и автоматического устройства. На выходной патрубок монтируется запорное устройство — кран или вентиль.

В процессе сборки важно полностью исключить возможность протечки. Необходим полный контроль над герметизацией стыков. Если монтаж производится с помощью резьбовых соединений, то уплотните их с помощью ФУМ-ленты. Для этого лучше применить метод сухой скрутки.

Сначала соединяете части фитинга, считая при этом, сколько оборотов получилось сделать. Затем раскручиваете соединение, наматываете на резьбу два слоя ФУМ-ленты и скручиваете обратно. При этом количество оборотов должно быть точно таким же, как и во время «примерки». Конечно, накручивание будет происходить более туго, но именно это вам и нужно. Подобный подход поможет обеспечить герметичность места соединения.

Дорогие друзья, теперь вы точно знаете, что такое байпас, и нужен ли он в вашей конкретной ситуации. Успехов вам в обустройстве системы отопления, и тепла вашему дому! До новых встреч!

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

stroim24.info


Смотрите также

 
 
Корзина
Товаров: 2 шт.
На сумму: 13 300 р.
Купить
Хит сезона