Категории
|
Строчевая вышивка схемыСтрочевая вышивка: Что такое хардангерВ вопросах строчевой вышивки не мудрено запутаться, так много здесь названий, терминов и понятий: тут и знакомая всем с детства мережка, и популярный хардангер, и ажурная вышивка ришелье, и горьковский гипюр, многие другие техники. Все они имеют свои особенности и различия (подчас не совсем очевидные!), но и объединяет их также очень многое. В конце статьи вы найдете рекомендуемые книги по вышивке хардангер и подборку схем для хардангера из различных источников! Что такое строчевая вышивкаСтрочевая вышивка – очень древний вид крестьянского рукоделия, который объединяет в себе счетную вышивку, искусное ткачество и кружевоплетение. Согласно историкам, строчевая вышивка предположительно зародилась в Персии и Азии, откуда постепенно распространилась в Европу, приобретая в разных странах свои характерные названия и тонкости исполнения. Например, один из самых популярных на сегодняшний день видов строчевой вышивки, хардангер, сформировался в ХVII веке в Норвегии, в прибрежных селениях фьорда с одноименным названием. Местные украшали этой вышивкой фартуки и юбки, выполняя ее льняными нитками на тонком льняном полотне. Изначально такое украшение было атрибутом праздничной одежды, но постепенно стало неотъемлемой частью традиционного костюма и даже интерьеров – хардангером стали украшать постельное белье, скатерти и занавески. Какая ткань нужна для вышивки хардангерДля хардангера вам потребуется ткань с равномерным переплетением нитей. Выбор тут довольно велик, от тонкого хлопка до грубого льна, а кроме того, существует и специальная счетная ткань под названием Hardanger. Но даже равномерная канва не всегда подходит для выполнения некоторых техник хардангера: например, Dublin обладает недостаточно плотным переплетением нитей и не годится для фестонов, Belfast требует опытности, поскольку стежки будут очень мелкими и потребуется лупа. В идеале для новичка подойдет именно ткань Hardanger. Важный момент: если вы вышиваете по готовой схеме, к ней должна прилагаться рекомендация по выбору ткани! В том случае, если вы решите взять другую ткань, размер результата может измениться из-за различного количества нитей!
Какие выбрать ниткиТолщина ниток зависит от количества ниток на 1 кв. см ткани, а также от типа декоративных элементов. Для удобства можно воспользоваться приведенной табличкой. В целом, для хардангера подойдут ровно скрученные нитки различной толщины. Подойдут для работы Ирис и Перле, а также обычное мулине. Традиционно все виды строчевой вышивки выполняются белыми нитками по белому полотну, но при желании вы можете использовать любые цвета, какие только захотите. Какие понадобятся инструменты
Какие швы используются в вышивке хардангерКак и любой другой вид вышивки с большой историей, уходящей корнями в далекое прошлое, хардангер включает в себя огромное количество швов и техник, охватить которые в рамках одной статьи не представляется возможным. Не даром по этому виду рукоделия пишутся настоящие учебники! Здесь и строчевые сетки, и бриды, и пико, и филейные швы, и многие другие. Если вы новичок в хардангере, попробуйте выполнить самую простую фигуру с помощью небольшого мастер-класса ниже! Вышивка хардангер: мастер-классДля этой работы вам не потребуется никаких особенных вышивальных знаний, кроме прямых гладьевых стежков. С помощью этого урока вы научитесь прорезать нити, чтобы получился ажурный узор. Как продергивать нити: если вы выполнили все блоки и закончили вышивку, вы можете быть уверены, что прорезать нити безопасно – края вашей вышивки надежно укреплены стежками. Одновременно прорезайте не более 4-х нитей. Оставшиеся после продергивания нити внутри вашей вышивки можно оставлять как есть, а можно обрабатывать штопальным швом, либо обвить. Это лишь малая часть великого искусства под названием хардангер, но любому, кто проявит достаточно усердия и целеустремленности, оно по плечу! Как это, к сожалению, часто бывает, на русском языке можно найти не так много книг о хардангере, но тем не менее ниже вы найдете несколько книг, которые могут помочь вам в освоении этой прекрасной вышивки. Азбука строчевой вышивки. Дороти ВудВ книге представлена коллекция великолепных аксессуаров для дома, выполненных в технике “хардангер”, или строчевой вышивки. Вы сможете украсить ею столовое и постельное белье, а также шторы и занавески. Даны пошаговые инструкции выполнения работы в сопровождении схем и цветных иллюстраций. Купить книгу на Ozon.ru Техника Хардангер. Моя энциклопедия вышивки. Жислен ЙонСтаринная норвежская техника вышивания позволит украсить изумительными узорами и изысканными мотивами одежду и аксессуары, предметы интерьера и декора. Использование натуральных льняных и холщовых тканей, сочетание различных вышивальных швов и стежков и изящных прорезей-мережек, а также геометрические принципы их расположения создают неповторимый рустикальный стиль оформления. Подробное описание техники, а также детальные схемы узоров значительно упростят работу и позволят обучиться вышивке даже начинающим мастерицам. Купить книгу на Ozon.ru Вышивка. Рождественские мотивы. Хайке РехИскусство вышивания, которое абсолютно подходит к нашему времени, – хардангерская вышивка. Эта норвежская техника, с типичными для нее четкими линиями, соответствует и строгой элегантности, и дворянской пышности. Эта техника названа по имени области, которая находится на западе Норвегии среди хардангерских фьордов. Вышивка напоминает скалистые изломы, живая и декоративная поверхность которых представлена в рисунке в виде воздушных решеток. А теперь найдите для себя понравившуюся Вам модель и начинайте вышивать. Учебный курс, находящийся в конце книги, поможет найти ответы на все возникающие вопросы. Необходимые указания по вышиванию смотрите на листе-вкладке. Купить книгу на Ozon.ru Вышивка хардангер: схемыНиже вы найдете подборку схем по вышивке хардангер. Многие из них требуют опыта и умений, а также неплохого знания основных стежков. Но вооружившись, подходящим учебником по вышивке хардангер, вы легко сможете их освоить! stitchy.ru «Крестецкая строчка» — старинное ремесло строчевой вышивкиЯ сегодня хочу рассказать про очень интересное ремеслео, так называемую, строчевую вышивку. Начну по порядку, познакомилась я недавно с одной женщиной, которая творит такие чудесные вещи из простого льняного полотна! Материал грубоватый, почти рогожа, но зато натуральный. Женщина эта, как и я, носитель старинного ремесла, я думала, такие уже перевелись, а их целый городок, да не где-нибудь, а у нас в области. Город этот называется Крестцы, и живут там, сплошь и рядом рукодельницы, делают красоту под названием «крестецкая строчка». На Ярмарке Мастеров была уже публикация об этом, но мне захотелось раскрыть тему поподробнее, не глазами туриста, а глазами местного жителя, так сказать, и понять с чего же началась вот эта красота. Родиной Крестецкой строчки считается деревня Старое Рахино. С 1860-х годов местные крестьянки стали наносить особенные узоры на домотканое льняное полотно. Недорогие и изящные изделия пользовались большим спросом у скупщиков, которые перепродавали их в больших городах. Надомный промысел Крестецкая строчка распространился за пределы Рахинской волости только после 1890 года. Ныне стилизованная крестецкая строчка изображена на флаге Крестецкого муниципального района Новгородской области. Вышивка выполнялась на ткани из льна, причём нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца. Издавна во многих селах и деревнях Валдайского, Крестецкого, Окуловского, Боровичского и других районов занимались строчевой вышивкой «на ломаной игле» (вполовину обычной), превращая домотканое полотно в ажурные полотенца, скатерти, подзоры. В отличие от вышивки глухими швами по цельной ткани, для создания строчевых швов из полотна выдергивали нити, превращая его в сетку, а затем оставшиеся нити перевивали иглой, создавая разнообразные узоры. В 1910-е гг. выделяются два центра строчевой вышивки — крестецкий (село Старое Рахино) и валдайский (село Зимогорье). Именно с этого времени складываются местные особенности строчки, получившей название крестецкой. Определяющую роль в ее формировании сыграло создание сновочной строчки (сновки — дополнительные нити, проложенные поверх сетки ткани). Выполненная по крупной канве сновочная строчка напоминает кружево и носит название гипюра. Крестецкими и валдайскими мастерицами было разработано много разнообразных гипюрных узоров: «старинный», «рассыпной», «мыльный пузырь», «тарлата», «вологодское стекло» и др. Изысканная красота белоснежных гипюров, высокое качество технического исполнения обеспечили крестецкому промыслу не только постоянный сбыт на городском рынке, но и принесли ему широкую известность. Крестецкие изделия экспонировались на I показательной выставке художественных промыслов России в 1911 г., где мастерица из села Старое Рахино Раиса Осиповна Тихонова в присутствии посетителей демонстрировала выполнение строчевой вышивки. На выставке в Берлине в 1914 г. старорахинский строчильщик Александр Васильевич Кондрашов поражал зрителей своим мастерством, создавая на их глазах ажурные узоры. Важным этапом в развитии промысла стала организация в 1930 г. Крестецкого межрайонного строчевого промыслового союза, объединившего многочисленные артели и мастерские. Создается экспериментальная лаборатория «Строчпромсоюза», в которой велась разработка новых вариантов гипюрных орнаментов и их комбинаций. Появление с середины 1950-х гг. машинной строчки не прервало традиции ручной вышивки. На фабрике «Крестецкая строчка», основанной в 1959 г., существует цех ручной строчки и экспериментальная лаборатория, художники которой работают над созданием произведений, развивающих лучшие традиции новгородской гипюрной вышивки. Крестецкие изделия неоднократно экспонировались на зарубежных и отечественных выставках, в том числе и в Новгородском музее, в залах которого в 1976-1977 гг. была развернута выставка «Творчество крестецких мастериц», построенная на материалах музея фабрики «Крестецкая строчка». Произведения крестецких вышивальщиц в разное время входили в состав целого ряда комплексных выставок Новгородского музея: «Современное декоративно-прикладное искусство» (1957 г.), «Достояние народа» (1980 г.), «Промышленность Новгородской области» (1982 г.), «Русская народная вышивка конца XIX-XX вв. в собрании Новгородского музея» (конец 1980-х гг.). Первая монографическая выставка, посвященная крестецкой строчке и созданная на основе собрания Новгородского музея, была открыта 6 июня 2002 г. в пяти залах здания Лихудова корпуса и экспонировалась более трех лет (до 26 сентября 2005 г.). Масштаб выставки позволил достаточно полно представить богатейшую коллекцию крестецкой строчевой вышивки Новгородского музея, а также показать развитие промысла с его зарождения до наших дней. Спасибо всем, кто дочитал до конца! На удивление самой, было интересно узнать столько нового о местах, где родилась и выросла. Воистину, порой стоит только оглянуться и прямо рядом можно найти столько интересного и чудесных людей, которые обладают замечательными знаниями! P.s.:Если кому-то покажется, что в публикации маловато фотографий, то это сделанно намеренно, чтобы вызвать у вас интерес развить тему самостоятельно и может быть приехать к нам в город и посетить музей, а может быть и саму фабрику! www.livemaster.ru Ажурная вышивка на салфетке как изысканный элемент украшенияАжурная вышивка – это такая разновидность рукоделия, для выполнения которой в качестве основы используются специально прореженные ткани или отдельно сплетенная филейная сетка. Такая вышивка соединяет в себе множество различных приёмов и способов шитья для заполнения основы геометрическими орнаментами или растительными мотивами. Общим у всех применяемых техник является строгий подсчёт нитей, поэтому ажурную вышивку называют также счётной или строчевой. Простейшей строчевой вышивкой можно считать мережку. Однако если для её выполнения выдергиваются только горизонтальные нити, то для вышивки всевозможных ажурных швов удаляют вертикальные и горизонтальные нитки, получая решётку из ткани с крупными или мелкими ячейками. Впоследствии нити (столбики) основы переплетают (обвивают) и заполняют разнообразными видами счётных швов, образуя замысловатые узоры. Работы, выполненные в технике ажурной вышивки, можно применять для украшения элементов постельного белья, салфеток, скатертей и многого другого. При вышивке ажурных мотивов могут использоваться светлые нитки в цвет ткани-основы или яркие, многоцветные сочетания. Работы на более тонких тканях однотонными нитями называются гипюр. Если за основу взята сетка, то подобные кружевные ажуры относятся к филейной вышивке. Названия многих разновидностей ажуров и филейно украшенных сеток соответствуют тем географическим регионам, где они получили своё развитие и распространение. Это многочисленные области России, страны восточной и западной Европы. Необходимые материалы и инструментыДля вышивки в ажурной и филейной технике применяются ткани полотняного переплетения, тонкие (батист, лён, хлопок) и более плотные. Чем тоньше ткань, тем изящнее смотрится вышивка, хотя и на грубых холстах получаются интересные фактурные работы. Толщина ниток для вышивания должна соответствовать толщине основы. В некоторых техниках (для изготовления филейно вышитых сеток, Горьковского гипюра) используют разные по толщине нити. Более тонкими нитками обвивается сетка, а основные орнаментальные мотивы вышивают более толстыми и мягкими для получения выразительной фактурности в работе. Основное требование к иголке для работы в ажурных техниках вышивки – укороченная длина и затупленный кончик. Это обусловлено необходимостью постоянно подхватывать и переплетать иглой нити тканой или филейной сетки не прокалывая их. Так как ажурная вышивка зачастую занимает большие площади, то ткань-основу обязательно нужно заправлять в прямоугольные рамочные пяльцы. Для удобства их часто крепят к столу или специальной подставке, чтобы обе руки вышивальщицы были свободны. Если работа намного больше размера пялец, то вышивка выполняется поэтапно с последовательным продёргиванием нитей и обработкой участков сетки-основы. Методика работы над вышивками в ажурной техникеОсновными используемыми техниками шитья для выполнения гипюра, филейного кружева и других видов ажурной вышивки являются: штопальный шов, полотняный и разнообразные петельные швы. Если в качестве основы не используется специально сплетенная филейная сетка, то нужно провести предварительную продёржку ткани – удаление определённого количества нитей утка и основы. Для этого сначала выдёргивают горизонтальную и вертикальную нити, ограничивающие низ и бок мотива. Затем рядом прокладывают цветную вспомогательную строчку, набирая на иглу только те нити, которые следует убрать. При равномерной плотности ткани количество удаляемых вертикальных и горизонтальных нитей может быть одинаковым. Иногда приходится выдёргивать разное число нитей, чтобы получить сетку-основу с квадратными ячейками. Если техника вышивки предусматривает использование перевитой сетки, то обвивание проводится из нижнего левого угла мотива в верхний правый угол. При этом игла с рабочей нитью движется по диагональным рядам, проходя под местами пересечений горизонтальных и вертикальных линий сетки. В результате на лицевой стороне мотива получаются равномерные обвивающие стежки, лежащие в одинаковом направлении. Штопальный шов с обвивкой Для вышивки заполнений с использованием шва штопка нужно провести рабочую нить поверх сетки в соответствии с рисунком мотива и закрепить обвивами места пересечения нити со столбиками сетки во время обратного хода иглы. Если в одной ячейке сетки располагается одна рабочая нить, то такой вид заполнения называется одинарная штопка. Когда в ячейке основы помещают две нити, – это двойная штопка. Штопальными швами можно выполнять мотивы разной конфигурации с использованием дополнительно проложенных нитей основы. Это могут быть треугольники, лепестки. Поверхность участков штопки можно дополнительно украшать другими видами вышивки. Полотняный шовВыполняя полотняный шов в качестве заполнения, стежки следует прокладывать, проводя иглу поочередно над нитью сетки и под ней, имитируя полотняное переплетение ткани. В такой технике вышиваются плотные геометрические орнаменты. Петельные швы в качестве декорирования ажурных вышивок позволяют вышивать абсолютно разные по форме элементы. Самым популярным является выполнение круговых мотивов – «паучков», «глазков», многолучевых звёзд. Их располагают в местах пересечения линий основы или узлов филейной сетки. Для закрепления краёв вышитых фрагментов применяется обработка густыми обмёточными стежками. А филейно сплетенные сетки с ажурными заполнениями могут украшаться по краю мелкими полукруглыми фестонами, обшитыми частым петельным швом. Излишек филейной сетки после выполнения фестонного края аккуратно отрезается. Разновидности старинной строчевой вышивкиНа территории нынешней Новгородской области расположен центр возникновения Крестецкой техники ажурной вышивки. Её отличает применение так называемых «сновочных строчек» Это проложенные дополнительно к сетке основы диагональные нити. Крестецкие вышивки имеют характерный геометрический рисунок с мелкими круговыми заполнениями мест пересечений линий узора. Всемирно известными разновидностями Крестецких техник ажурного шитья являются рассыпной гипюр и Вологодское стекло. В Горьковской области заметным отличием в ажурной вышивке является использование крупных и выпуклых цветков с различным количеством лепестков, вышитых мягкими нитками с помощью удлинённых петель швом «настил». Так называемый Горьковский гипюр изобилует растительными и цветочными мотивами. А в качестве основы для этой разновидности вышивки может использоваться как ткань, так и филейно сплетенная сетка. Рассыпной гипюр Горьковский гипюр “Тамбур по сетке” “Цветная перевить”Олонецкая и Вологодская области, расположенные на севере России, славятся ещё одной разновидностью ажурных вышивок, называемой «тамбур по сетке». Для неё характерны крупные растительные или орнаментальные мотивы, окаймлённые плотным тамбурным швом или петельным швом. Остальное пространство превращалось в мелкоячеистую тонкую сетку с густой обвивкой. Все вышеперечисленные техники вышивки были однотонными. Яркие и цветные нити для выполнения ажурных мотивов использовались в разновидностях шитого кружева из центральных областей России. Они носят название «цветная перевить». Основными швами для изготовления цветной перевити являются стлань и штопка. Обвивание цветной нитью столбиков сетки должно быть достаточно плотным, чтобы нити ткани-основы были полностью скрыты под витками рабочей нити. Ажурные вышитые узоры в прежние времена с успехом конкурировали с дорогими плетёными кружевами, не уступая им в красоте и воздушности мотивов. И в наши дни работы в технике филейной вышивки, различные виды строчевого шитья, пользуются большой популярностью,как у начинающих, так и у более опытных рукодельниц. Видео: строчевая и филейно-гипюрная вышивки
vishivashka.ru |
Корзина
Хит сезона
|